Categorii Categorii
Prima   |  Media   |  Noutăţi | Александру Тэнасе: Конституционные суды – это институты государства, задача которых заключается в том, чтобы не допустить существования „царств без справедливости”
23.02
2017

Александру Тэнасе: Конституционные суды – это институты государства, задача которых заключается в том, чтобы не допустить существования „царств без справедливости”

2783 Accesări    

Bizlaw: 23 февраля - день образования Конституционного суда. Расскажите об этапах развития Конституционного суда за 21 год своей деятельности. 

Александру Тэнасе:  Конституционные Суды  существуют посредством  принимаемых решений. Анализируя практику Конституционного суда Молдовы за 21 год своего существования, можно выделить три этапа его развития. Первый - это этап становления Конституционного суда в период между 1995 и 2001 годами. Мы привыкли называть его «период первого состава Конституционного суда». В это время Конституционный суд, под председательством Павла Барбалат, осуществлял интенсивную деятельность, проявляя великолепную судебную активность. Второй этап начался после прихода к власти ПКРМ, в период между 2001 и 2010 годами. После завершения мандата 23 февраля 2001 года и ухода г-на Барбалат из руководства КСМ и смены партией коммунистов полностью первого состава суда, в деятельности учреждения последовало десятилетие застоя. Статистика того времени показывает, что Конституционный суд принимал по 20-30 постановлений и определений в год, большинство из которых относились к функциональным полномочиям суда, и лишь очень небольшое число касалось конституционности нормативных актов, и те не оказывали никакого влияния на общество. Например, в 1999 году Конституционный суд принял 72 постановления, а в 2009 году всего шесть. Для сравнения, только в 2016 году в Конституционный суд поступило 182 обращения, по которым были приняты более 138 определений, постановлений и заключений. Третий этап развития связан со сменой состава Конституционного суда после 2011 года, что привело к росту судебной активности, соответствующей духу времени, без которой ни один Конституционный суд не может выполнять поставленные перед ним задачи. Сейчас Конституционный суд без колебаний принимается за решение любой поставленной перед ним задачи, какой бы трудной и сложной она ни была. Чем сложнее политический и социальный вопрос, поставленный перед Конституционным судом, тем больше он обязан решить его, независимо от сопротивления или давления, с которыми приходится сталкиваться.   

Bizlaw: В докладе об оценке деятельности КСМ, составленном оценочной миссией Евросоюза, отмечается, что государственные органы, назначающие судей в КСМ, сильно коррумпированы. С другой стороны, эксперты утверждают, что судьи КСМ, как правило, назначаются по политико-правовым критериям. Речь идет об определенных рисках, которые могут сказаться на деятельности КС. В какой степени это может повлиять, или даже исказить роль Конституционного суда, как гаранта Конституции? 

Александру Тэнасе: Это замечание на самом деле содержится в докладе делегации Европейского союза. Авторы доклада, профессор Александр Бальтазар и г-н судья Майкл Гроппер, отметили, что, несмотря на то, что государственные органы, назначающие судей КСМ, сильно коррумпированы, судьи обладают достаточной независимостью, необходимой для надлежащего функционирования Суда. Кроме того, в этом докладе делается важное заключение: «Нынешняя конституционная и правовая база, на основании которой КС осуществляет свою деятельность, предусматривает достаточную независимость, в результате чего решения КС соответствуют стандартам качества стран ЕС». Хочу отметить, что Конституционный суд является единственным из молдавских учреждений, в котором со стороны ЕС проводился аудит, опубликовавший доклад.  

Bizlaw: В своем выступлении ко Дню Конституции вы говорили о существующем давлении на Конституционный суд. Хочу спросить, оказывается ли сейчас давление? 

Александру Тэнасе: Я говорил о текущих угрозах по отношению к правосудия в целом. Это общая проблема, которую мы видим во многих государствах в этом беспокойном мире, в котором мы живем. Развитие информационных технологий и социальных сетей сильно изменили нашу жизнь. В начале 90-х годов  религия прав человека сменила коммунистическую идеологию. К сожалению, популизм и постоянные кризисы, с которыми сталкивается наше общество, вытесняют эту веру на периферию общественных ценностей, заменяя ее евангелизацией определенного типа правового государства, в котором демократия и права человека более не являются фундаментальными ценностями. После падения железного занавеса выросло несколько поколений, которые не почувствовали на себе все ужасы фашизма или коммунизма. Демократические ценности подвергаются насмешкам, мракобесие, религиозный фундаментализм и нетерпимость становятся нормой. Эти поколения, живя в демократическом обществе со всеми его недостатками, становятся легкой добычей для политиканских обещаний всякого рода демагогов,  лжедемократов, обещающих «навести порядок» в стране. В этом историческом контексте, Конституционным судам отводится миссия заявить, что отказ от демократии в пользу "порядка" ("Ordnung" [нем.]) не сделает наше общество ни более безопасным ни менее коррумпированным. Конституционные суды должны решительно заявить, что правовое государство немыслимо без демократии. Конституционные суды должны блюсти за тем, чтобы принесение гражданских прав и свобод в жертву на алтарь многообещающего «правового государства» не превратило наши страны в огромные полицейские участки. К сожалению, в случае нашей страны, где еще значительная часть общества продолжает оставаться homo sovieticus", данное утверждение особенно актуально, и поэтому Конституционный суд особенно подвержен разного рода рискам.        

Bizlaw: Укрепление правового государства как раз и является одним из основных требований наших партнеров по развитию. 

Александру Тэнасе: Это верно, как верно и то, что правовое государство немыслимо  без демократии. Под давлением общества, правительства принимают все более жесткие законы, которые продолжают укреплять репрессивные органы государства, ограничивая основные права и свободы. Надо понимать, что основные права и свободы не представляют собой неиссякаемый источник, а постоянное и систематическое расширение полномочий репрессивных органов государства осуществляется исключительно за счет сокращения гражданских прав и свобод.  Я  вижу в этом самую большую опасность для демократии в Республике Молдова,  а также и для других стран региона. 

Если исходить из того, что правовое государство предполагает верховенство закона, следует признать и то, что и законы должны быть демократичными и нравственными. Например, всего каких-то 154 года назад рабство в США было абсолютно законным, но это не означает, что оно было нравственным и демократичным. В нацистской Германии антисемитизм и ксенофобия считались абсолютно законными, но это не означает, что подобные законы являлись нравственными или демократичными. Задача Конституционных судов предоставлять такие гарантии, чтобы демократические нормы, принимаемые властями, были способны обеспечить для нашего общества справедливость. Августин Блаженный еще в IV-м веке сказал: «"При отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки?». Конституционные суды - это фундаментальные институты государства, задача которых заключается в том, чтобы не допустить существования «царства без справедливости».    

Bizlaw: В последние годы КСМ принял ряд смелых решений, которые вызвали большой резонанс в обществе. Одно из них -постановление об официальном языке, в котором Конституционный суд заявил, что Декларация о независимости превыше Конституции. До сих пор не были предприняты попытки для изменения Конституции по этому вопросу. Почему?    

Александру Тэнасе: Нет острой необходимости в изменении Конституции, поскольку решения Конституционного суда о толковании Конституции становятся частью Конституции. При осуществлении более широкого редактирования текста Конституции будет решен и этот вопрос. Постановление от 5 декабря 2013 года вызвало шквал критики и едких замечаний со стороны определенных сил, для которых торговля мощами усопшего СССР стало делом их жизни. Республика Молдова - уникальный случай в том смысле, что часть политической элиты открыто, ненавидит  Декларацию о независимости собственной страны. Это те, кто сжег этот документ и на десятилетие исключили из обихода само понятие «независимость», подменив его расплывчатыми формулировками типа «распад СССР». Те, кто критикует Постановление КСМ от 5 декабря 2013 года, заменили название национального праздника «День независимости» на так называемый день «Республики», желая стереть из памяти нашего народа истинное значение этого события. Это постановление, по сути, относится не только к названию языка, оно касается места и значимости основных принципов, содержащихся в Декларации о независимости, как части конституционной идентичности нашего государства.   

Постановление от 5 декабря 2013 года призвано дать ответ на ключевой вопрос: кто мы - сообщество граждан, которые боролись за независимость своей страны, или кучка людей, которые, в силу «крупнейшей геополитической катастрофы XX века», получили государственное образование, блуждающее в истории в ожидании восстановления погибшей империи?  

Bizlaw: В нескольких словах, как бы вы охарактеризовали социальную, политическую и экономическую ситуацию в Молдове?

Александру Тэнасе: Вам, как журналисту и как гражданину, который ходит на базар, в магазин, оплачиваете счета и пользуетесь общественным транспортом, лучше видно. Для Республики Молдова это не самое счастливое время, далеко не самое счастливое. Люди продолжают покидать эту страну, а экономическое положение просто плачевное. Несмотря на эти мало оптимистичные реалии, я вижу, что у нас довольно амбициозное правительство, которое заявляет стремление к качественным переменам. Искренне надеюсь, что проекты по реформированию, начатые в прошлом году, будут успешными. Успех реформ придаст гражданам уверенность в жизнеспособности  нашей страны.

Bizlaw: Недавно исполнился год со дня, когда адвокаты получили возможность представлять обращения об исключительных случаях неконституционности. Данные за этот период показывают, что было рекордное число обращений.

Александру Тэнасе: За 20 лет было подано 60 обращений об исключительных случаях неконституционности, а за прошедший год имеем 120 обращений. Цифры показывают, что фактически на протяжении двух десятилетий этот институт был блокирован.

Bizlaw: Означает ли это, что у нас плохие законы? Большинство обращений касается погрешностей в законодательстве?  

Александру Тэнасе: И да и нет. Идеальных законов не существует. Законы - это результат политической воли, подверженной определенным условностям. Из-за этих условностей ни один Парламент в мире не принимает идеальные законы. По этим причинам, конституционный законодатель решил ввести для граждан инструмент для защиты в судебных процессах от тех законов, которые противоречат основному закону. Как я говорил, на протяжении двух десятилетий этот инструмент не работал. Поэтому Конституционный суд принял решение согласно которому данный институт стал функционировать, дав возможность любому участнику судебного процесса обратиться с ходатайством об исключительном случае неконституционности, когда существует неясность в отношении конституционности того или иного закона. Конституционный суд также разрешил представлять обращения судьям всех судебных инстанций.     

Bizlaw: Каковы последствия этой либерализации и удается ли адвокатам соответствовать требованиям? 

Александру Тэнасе: Первый эффект, который я хотел бы отметить, это деполитизация повестки дня КСМ. В настоящее время более 90% дел, находящихся в производстве Конституционного суда, поступают из судебных инстанций, а не от политических субъектов. Конституционный суд принимает полезные для судов общей юрисдикции решения. Это является большим достижением, поскольку ведет к применению в практике судов наиболее важных конституционных принципов. Я очень рад, что, наконец, наш Конституционный суд, как и другие конституционные суды, приравнялся в этом вопросе к практике европейских судов.    

Что касается профессионализма адвокатов, оно различное. Некоторые из них выступают лучше, другие не очень. Я имел удовольствие видеть в заседании очень хороших адвокатов, которые правильно определяли проблему и могли предоставить суду убедительные доводы. В свою очередь, мы всегда открыты для оказания помощи адвокатам в этих вопросах. В течение года проводилось много семинаров для адвокатов и судей. Например, на днях провели тренинг для молодых адвокатов, в котором приняли участие более ста человек. Из того, что мы видим сейчас, могу сказать, что я оптимистично смотрю на будущее этого института.

Bizlaw: Как выступают адвокаты в заседаниях? Достаточно ли они подготовлены? Хотелось бы, чтобы вы дали оценку и качеству представляемых обращений.

Александру Тэнасе: Думаю, будет неправильно говорить об адвокатах в целом. Адвокатский состав не является однородной массой. Бывают адвокаты хорошо подготовленные и менее подготовленные. Как в любой профессии, есть люди порядочные и менее порядочные. Учитывая, что конституционное право является более сложной материей и не каждому доступно, подготовка адвокатов, выступающих в Конституционном суде, выше среднего. Поэтому, я имел удовольствие видеть в суде хороших адвокатов. Некоторые вещи, которые они не знают, являются результатом того, что в нашей юридической практике не было института исключительного случая неконституционности. Из собственного педагогического опыта могу сказать, что когда я объяснял  своим студентам об исключительном случае неконституционности, многие не понимали его сути. Я верю в то, что адвокаты его освоят, но существует и часть нашей ответственности.  

Bizlaw: О какой ответственности вы говорите? 

Александру Тэнасе: В частности, я имею в виду образование. Конституционный суд разработал, на безвозмездной основе, руководство для адвокатов, где разъясняется, как работает данный институт. Я лично готов выделить для этого необходимое время, чтобы люди могли использовать этот инструмент. 

Bizlaw: Вы упомянули, что разработанное КСМ руководство является бесплатным. Недавно я писал статью об этой «непонятной культуре» у нас. Почему в Молдове адвокаты не предоставляют бесплатных услуг?

Александру Тэнасе: Хороший вопрос. Возможно, предоставление адвокатами бесплатных услуг не является частью их профессиональной культуры. Я не согласен с тем, что никто не работает бесплатно. Некоторые адвокаты предоставляют такие услуги. В период моей адвокатской практики, я имел много дел, по которым предоставлял услуги бесплатно (особенно, по делам о свободе выражения мнения). Адвокаты - существа социальные, а не бизнесмены. Я понимаю, что самый лучший клиент - это тот, кто приносит самый большой гонорар, и это логично с точки зрения адвоката. Однако всегда можно выделить время для оказания бесплатных услуг. Отсутствие гонорара компенсируется определенным моральным удовлетворением. В то же время, и общество увидит, что не все адвокаты охотятся за деньгами. Хочу сказать, что во многих странах, где адвокаты довольно хорошо обеспечены, в США, Великобритании, можно увидеть резонансные дела, которые ведутся бесплатно. Важные или даже революционные дела всегда заслуживают потраченного времени, даже если не зарабатываешь столько, сколько хотелось бы.  

Bizlaw: В результате последних предложений по изменению Конституции ваш мандат может быть продлен на три года.

Александру Тэнасе: Это утверждение рождённое невежеством тех, кто комментирует подобные темы. По отношению ко мне это изменение не может быть применено. Для того, чтобы внести соответствующие поправки, требуется конституционное большинство, которого нет в нынешнем Парламенте. Мой мандат истекает через полтора месяца, а данная поправка может быть принята только через шесть месяцев с момента представления инициативы в Парламенте. Соответственно, ко мне эти положения не могут применяться.

Bizlaw: На ваш взгляд, девять лет в Конституционном суде - это много или мало?  

Александру Тэнасе: Срок полномочий конституционного судьи в Молдове самый короткий в Европе. Исходя из опыта других Конституционных судов, могу сказать, что девять лет - это оптимальный срок. Шесть лет слишком короткий срок для конституционного судьи. Чтобы стать хорошим конституционным судьей необходимо четыре-пять лет опыта, следовательно, срок полномочий должен быть больше шести лет. Это и рекомендация экспертов ЕС по данному вопросу. 

Bizlaw: Каким является Александру Тэнасе вне Конституционного суда, поскольку ваше имя при упоминании ассоциируется с Конституционным судом. Какие у вас увлечения, что вам нравится делать? 

Александру Тэнасе: Сегодня мое имя связано с Конституционным судом благодаря значимости учреждения, которым я руковожу. В свою очередь, значимость этого учреждения выросла благодаря профессионализму и смелости, проявленные Конституционным судом при разрешении поставленных перед ним вопросов. Вне Конституционного суда, как у любого другого человека, у меня много увлечений и занятий, которые я делаю с большим удовольствием и любовью. Я обычный человек. В повседневной жизни люблю проводить время с семьей, читать и путешествовать. 

Bizlaw: Какие книги вы читаете?

Александру Тэнасе: Из-за моего нынешнего темпа жизни стал читать более хаотично, чем это делал раньше. Я начал читать более семи книг одновременно, которые хотел бы дочитать до конца. Учитывая реалии нашей жизни, все чаще возникает желание перечитать произведения Джорджа Оруэлла... 

Bizlaw: Если бы вам представилась возможность поговорить с вашим отцом, абсолютно выдающимся человеком, что бы вы ему сказали?

Александру Тэнасе: Я бы сказал, что то, о чем он писал десятилетия назад, актуально и сегодня. Было актуальным во времена, когда он жил и писал, актуально и сегодня, и будет также актуально через много лет. Истинные ценности не обесцениваются по прошествию времени. Обществу нужны нравственные ориентиры, каким был мой отец. 

Bizlaw: Каковы ваши планы после истечения мандата? 

Александру Тэнасе: Пока я нахожусь в этой должности, не строю планов на будущее.

bizlaw.md

 
Informații sesizări.:
+373 22 25-37-20
Relații cu presa.:
+373 69349444
Acces rapid